Версия для слабовидящих →
 

Отчет о результатах работы кафедры русского языка, литературы и истории за 1 полугодие 2021/2022 учебного года

Цель деятельности: повышение эффективности организации учебно-воспитательной деятельности в рамках преподавания русского языка, литературы, истории и обществознания.

Задачи:
1. Повышение квалификации учителей кафедры.
2. Обновление образовательной деятельности педагогов.
3. Создание условий для реализации личностного потенциала обучающихся.

Направления деятельности:
1. Повышение педагогического мастерства средствами процесса непрерывного обучения.
2. Применение новых средств и методов обучения гуманитарных дисциплин, укрепление интеграции в преподавании русского языка, литературы, истории и обществознания.
3. Распространение педагогического опыта.
4. Привлечение обучающихся к участию в олимпиадах и конкурсах гуманитарной направленности.

Результаты деятельности:
1.Повышение педагогического мастерства средствами процесса непрерывного обучения.
В 2021/2022 учебном году кафедры определили приоритеты в организации повышения педагогического мастерства:

  • организация и осуществление дистанционного обучения;
  • организация проектной и проектно-исследовательской деятельности обучающихся;
  • развитие функциональной грамотности обучающихся;
  • применение современных средств и методов организации учебно-воспитательного процесса.

Участие обучающихся в конкурсах и олимпиадах
1. В сентябре-октябре 2021 г. учителя кафедры вместе со своими учениками приняли участие в конкурсах районного этапа городского фестиваля «Дни русского языка»: конкурсе чтецов «Живое русское слово» (ученики Бабаевой Н.Г., Меньщиковой Н.И.), конкурсе сочинений «Моя любимая книга» (учитель Суздальцева И.А.), конкурсе рисунков «Из радуги красок рожденное слово» (учитель Якунина И.А.).
2. Международный дистанционный конкурс «Старт» (сентябрь 2021, 5А, 1 место - Шемякина К., 2 место - Имангалиева Д., Сигачев Т., Алифанов Д., 3 место - Стрельцова А.). учитель Меньщикова Н.И.
3. Общероссийская дистанционная тематическая олимпиада по русскому языку «Словесник» (октябрь 2021, 6Б, 2 место - Кленько К., Сорокин А., 3 место - Завалишина А.)
4. Очный городской литературный конкурс «Улица мира», посвященный городу-герою Волгограду (ноябрь 2021, Морозова Наталья, 7В класс, 2 место в номинации «Стихи»). Учитель Меньщикова Н.И.
5. Онлайн-олимпиада по литературе на сайте «Учи.ру» (ноябрь 2021, 5А класс, 9 победителей (Стрельцова А., Колченко А., Ястребов Д., Садовин Д., Алифанов Д., Александрина К., Шемякина К., Оцарева М., Семеней С.), 4 призера (Журавлев А., Имангалиева Д.,Шабельников Д., Ерыгин М.). учитель Меньщикова Н.И.
6. Всероссийская онлайн-олимпиада Учи.ру по литературе - победители и призёры (5Г класс, 4 учащихся). Учитель Бабаева Н.Г.
7. Онлайн-марафон «Волшебная осень» на сайте «Учи.ру» (ноябрь 2021, 5А класс, 6 победителей (Колченко Артур, Горбуля Сергей, Семеней С., Оцарева М., Стрельцова Александра, Шабельников Денис). Учитель Меньщикова Н.И.
8. Онлайн -марафон Учи.ру "Волшебная осень" - победители и призёры (7Г класс, 6 учащихся). Учитель Бабаева Н.Г.
9. Всероссийская краеведческая онлайн-олимпиада «Многовековая Югра» на сайте «Учи.ру» (декабрь 2021, 5А класс, Усачев Владислав, 1 место, Стрельцова Александра, 2 место). Учитель Меньщикова Н.И.
10. Всероссийская онлайн-олимпиада по русскому языку «Образовательный портал «Источник». Денисова А. 10Б - диплом 1 степени. Учитель Суздальцева И.А.
11. ХVII Всероссийская олимпиада по русскому языку «Мыслитель». Калмыкова М. 10Б - 1 место. Учитель Суздальцева И.А.
12. Всероссийская онлайн-олимпиада по литературе на сайте «Учи.ру». Зарубина В. 8Б - 1 место. Учитель Суздальцева И.А.
13. В районном туре городской олимпиады по литературному краеведению приняли участие ученики 8-9 классов. Губаева Мария (8Б) - победитель, Тарасенко Платон (8Б), Кортунова Александра (8Б) - призеры. Всего в олимпиаде приняли участие 7 учеников лицея. Ребят подготовили учителя Меньщикова Н.И. и Суздальцева И.А.
14. Учителя истории организовали участие лицеистов в Международной акции «Тесто по истории Великой Отечественной войны» 3.12.2021 г. В тесте приняли участие ученики 8-11 классов. Это было массовое мероприятие, охватившее широкий круг школьников. Педагоги-организаторы: Загуменнов Д.А., Чертина Е.В., Киреева В.М., Ульянова Е.Л., Суздальцева И.А. (приказ по ОУ от 01.12.2021 № 366).

Участие учеников лицея в муниципальном этапе ВСОШ по русскому языку и литературе

  • Русский язык 23 чел., учителя Суздальцева И.А., Бабаева Н.Г., Меньщикова Н.И., Отставнова В.В., Дубовец И.Н., Косарева Н.Н.
  • Литература 24 чел., учителя  Суздальцева И.А., Бабаева Н.Г., Меньщикова Н.И., Отставнова В.В., Дубовец И.Н., Косарева Н.Н.

Учителями истории и обществознания создана и активно используется система привлечения обучающихся к участию в олимпиадах и конкурсах, тьюторского сопровождения данного процесса.
Основой для организации данного процесса является Приказ Министерства просвещения, а также науки и образования о перечне олимпиад и конкурсов. Вместе с тем, ребята принимают участи в лицейских, муниципальных и региональных конкурсах.

Школьный уровень
1. Школьный этап Всероссийской олимпиады по экономике 10 чел.
2. Школьный этап Всероссийской олимпиады школьников по праву 31 чел.

Победители. призеры

  • Стародубова А., 9А
  • Соловьева В., 9А,
  • Герасимова М., 10Б
  • Калмыкова М., 10Б
  • Харитонов Е., 10Б, победитель
  • Клецова А., 10А. победитель

3. Школьный этап Всероссийской олимпиады школьников по обществознанию 188 чел.

Победители. призеры

  • Клецова А., 11А
  • Реут В., 11А
  • Дрцнкин И., 11Б
  • Орлов А., 11Б
  • Смолова Е., 11В
  • Колченко К., 11Б
  • Данилова П., 11В
  • Гужвин К., 11Б
  • Харитонов Е., 11Б
  • Калмыкова М., 10Б
  • Соловьева А., 10Б
  • Берякин И., 10А
  • Носырева К., 10А
  • Грацкий Л., 10Б
  • Багиров Д., 10Б
  • Басманов А., 10Б
  • Денисова А., 10Б
  • Лихолетова А., 9Г
  • Родионова П., 9Б
  • Сиденко А., 9А
  • Попова В., 9Б
  • Стародубова А., 9А
  • Полтавченко У., 9А
  • Бурносова П., 8Б
  • Губаева М., 8Б
  • Тарасенко П., 8Б
  • Шевелев К., 6Б
  • Кленько К., 6Г
  • Разбегаев И., 5В
  • Имангалиева Д., 5А

4. Школьный этап Всероссийской олимпиады школьников по истории 25 чел.

Победители. призеры

  • Соколов К., 9А
  • Гареев А., 9Г
  • Рудякова Ю., 9Г
  • Бурносова П., 8Б

Муниципальный уровень
1. Муниципальный этап Всероссийской олимпиады школьников по праву 7 чел.

  • Харитонов Е., 10Б, победитель
  • Клецова А., 10А, призер

2. Муниципальный этап ОВИО «Наше наследие» для 6-8 классов 10 чел.

  • Губаева М., 8Б, победитель
  • Найденова В., 7В, победитель

3. Конкурс эссе «Последний царь всея Руси и первый Император Всероссийский», посвященный 350-летию со дня рождения Петра I 6 чел.

Всероссийский уровень

1. Открытый российский интернет-конкурс по истории, посвященный событиям Великой Отечественной войны 7 чел.

  • Соловьева В., 8А (победитель)

2. Всероссийский конкурс творческих работ «Я и Россия: мечты о будущем» 3 чел.

3. Олимпиада школьников РАНХиГС по истории и обществознанию (отборочный этап) 7 чел.

  • Соколов К., 9А, призер
  • Соловьева В., 9А, призер

4. Полуфинальный тур ОВИО «Наше наследие» для 9-11 классов 14 чел.

  • Дмитриева В., 11Б, призер
  • Клецова А., 11А, призер
  • Колченко С., 11А, призер

5. Всероссийская олимпиада «Ломоносов» по истории (отборочный этап) 2 чел

  • Соколов К., 9А, призер

6. Всероссийская олимпиада «Ломоносов» пообществознанию (отборочный этап) 3 чел.

7. Всероссийская олимпиада «Ломоносов» по истории государственности (отборочный этап)  Соколов К., 9А

8. VIII олимпиада школьников «В начале было слово...» по истории (отборочный этап) 3 чел.

  • Соколов К., 9А призер

9. VIII олимпиада школьников «В начале было слово...» по обществознанию (отборочный этап) 13 чел.

10. Акция «Всероссийский тест на знание Конституции РФ» (5-11 классы) 120 чел.

Международный уровень
1. Межрегиональный молодежный научно-исследовательский конкурс «Сталинградская битва в истории России» 3 чел.

2. Международная акция «Тест по истории Великой Отечественной войны» (8-11 классы) 140 чел.

3. Всероссийский онлайн-зачет по финансовой грамотности (8-11 классы) 85 чел.

4. V Всероссийский юридический (правовой) диктант (8-11 классы) 116 чел.

Участие в педагогических конкурсах
1. Загуменнов Д.А. в сентябре-октябре 2021 года принял участие финале всероссийского конкурса «Учитель года-2021» в Ростове-на-Дону.
2. В челлендже «Открой Достоевского», посвященном 200-летию со дня рождения Ф.М. Достоевского приняла участие учитель русского языка и литературы И.А. Якунина, разместившая, согласно требованиям конкурса, пост и фото, связанные с творчеством писателя в сети Инстаграм.
3. Учителя русского языка и литературы приняли участие в различных профессиональных конкурсах. И.А. Суздальцева приняла участие во Всероссийском педагогическом конкурсе «Мой лучший проект» с работой «Роль словарей в обеспечении предметных, метапредметных и личностных результатов освоения образовательной программы основного общего образования». Работа награждена дипломом победителя 1 степени. Также И.А. Суздальцева приняла участие во Всероссийском педагогическом конкурсе «Словарный урок-2021».
4. Учителя русского языка Н.И. Меньщикова и И.А. Суздальцева заняли 2 место в региональном этапе Всероссийского конкурса методических разработок, творческих работ, художественного чтения «Давайте верить своим поэтам», посвященного 100-летию Волгоградской областной писательской организации имени М. Луконина. В номинации «Сценарий мероприятия» их работа «История песни «Растет в Волгограде березка...»» заняла 2 место.

Обмен опытом педагогической работы

Учителя кафедры активно делятся педагогическим опытом в рамках выступлений, публикаций и мастер-классов. Так, учителя истории и русского языка Киреева В.М., Загуменнов Д.А., Суздальцева И.А. выступили на педагогических советах лицея с темами, актуальными для современной школы. «Актуальные вопросы преподавания гуманитарных дисциплин: проблематика, пути решения, перспективные задачи в контексте ФГОС второго поколения» (педагогический совет 31.08.2021 г. Киреева В.М., Суздальцева И.А.). «Работа с различными видами текстов на уроках истории» (педагогический совет 28.10.2021 г., Загуменнов Д.А.). «Формирование читательской грамотности на уроках русского языка в средней и старшей школе» (педагогический совет 28.10.2021 г., Суздальцева И.А.).

В рамках региональной инновационной площадки работают в-творческие лаборатории. «Развитие одаренности и обеспечение личностного роста школьника в контексте системно-деятельностного подхода средствами уроков и внеурочной деятельности предметов обществоведческой и естественнонаучной направленности». Руководитель лаборатории: Киреева Вера Михайловна, учитель истории и обществознания. «Развитие личностного потенциала учащихся на основе традиций культуры в рамках уроков родного (русского) языка. Руководитель лаборатории: Меньщикова Наталья Ивановна, учитель русского языка и литературы.

Члены творческих лабораторий поделились своим опытом в рамках регионального научно-практического семинара «Развитие творческой и интеллектуальной одаренности, обеспечение личностного роста обучающихся в урочной и внеурочной деятельности средствами системно-деятельностного подхода» (17.11.2021 г.).
Учителя истории и обществознания ведут поиск современных и актуальных средств и методов организации образовательного процесса для повышения его эффективности. Основой для такого поиска и применения стали системно-деятельностный и компетентностный подходы в образовании. В первом полугодии 2021/2022 учебного года активно использовались такие технологии, как:

  • геймификация образовательного процесса (применялись авторские мультимедийный игры «Коренной перелом в Великой Отечественной войны», «Сталинградская битва», «Операция «Багратион», планируется создание интерактивных игр по другим событиям военной истории, а также по финансовой грамотности; проведена интерактивная игра-викторина по финансовой грамотности «Финансовые ребусы» в 8 классах);
  • ИКТ-технологии (организован активный процесс дистанционного обучения для ребят, находящихся на карантине, самоизоляции, домашнем обучении, с применением презентационного материала, интерактивных форм, проведена серия онлайн-уроков по финансовой грамотности, организованных Банком России);
  • проектно-исследовательская деятельность (в курсе обществознания организована работа для создания ребятами проектов «Мой класс», «Моя школа», «Мой бизнес-план» и т.д.);
  • индивидуализация обучения (в течение полугодия разработаны и реализованы индивидуальные планы для обучающихся, испытывающих трудности в обучении).

Планируется (на данный момент разрабатываются) внедрение в учебный процесс заданий (комплекса заданий), направленных на повышение читательской и финансовой грамотности средствами курса «История» и «Обществознания» в 6-9 классах.

Применение новых технологий было реализовано в рамках курса «Основы финансовой грамотности» для 5-11 классов под эгидой Комитета образования, науки и моложеной политики Волгоградской области. Все ребята продемонстрировали увлеченность и интерес к обучению на данных курсах.

Загуменнов Д.А. выступал на различных площадках с распространением педагогического опыта:

  • XII Образовательный форум молодых педагогов и педагогов-наставников «Думая о будущем!» (август 2021 года);
  • Региональный вебинар «Роль конкурсов профессионального мастерства в повышении уровня профессионализма педагога» (ноябрь 2021 года);
  • Региональный онлайн-семинар «Ресурс исторического парка в реализации историко-культурного стандарта образовательными организациями Волгоградской области» (ноябрь 2021 года);
  • Всероссийский Форум педагогических вузов 2021 (декабрь 2021 года)

Темы мастер-классов:

  • 1. Конструирование ситуации выбора на уроках истории. Загуменнов Д.А.
  • 2. Создание проблемных ситуаций на уроках истории средствами произведений живописи (Киреева В.М., Чертина Е.В.).
  • 3. Развитие критического мышления и глобальных компетенций на уроках истории и обществознания (Ульянова Е.Л.).
  • 4. Формирование читательской грамотности на уроках родного (русского) языка. Суздальцева И.А.
  • 5. Работа с текстом на уроках родного (русского) языка как способ духовно-нравственного развития учащихся. Меньщикова Н.И.

Повышение квалификации
Курсы:

  • 1. «Архитектура современного урока русского языка» (ноябрь 2021г.) в объеме 36 часов на базе ВГАПО. Меньщикова Н.И., Суздальцева И.А.
  • 2. «Безопасное использование сайтов в сети «Интернет» в образовательном процессе в целях обучения и воспитания обучающихся в образовательных организациях» (портал «Единый урок», ноябрь 2021). Все учителя кафедры.
  • 3. «Коррекционная педагогика и особенности образования и воспитания детей с ОВЗ» (портал «Единый урок», декабрь 2021). Все учителя кафедры.
  • 4. «Система подготовки обучающихся к ГИА в форме ЕГЭ по русскому языку» (25.10-9.11.2021г. на базе ВГАПО). Суздальцева И.А.
  • 5. Основы обеспечения информационной безопасности детей (ООО «Центр инновационного образования и воспитания», 36 часов). Учителя истории и обществознания.
  • 6. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования в соответствии с приказом Минпросвещения России № 287 от 31.05.2021 года» (ООО «Центр инновационного образования и воспитания», 44 часа). Учителя истории и обществознания.
  • 7. Коррекционная педагогика и особенности образования и воспитания детей с ОВЗ (ООО «Центр инновационного образования и воспитания», 73 часа). Учителя истории и обществознания.
  • 8. Содержание и методика преподавания курса финансовой грамотности различным категориям обучающихся (ФГБОУ ВО РАНХиГС, 72 часа). Учителя истории и обществознания.

Вебинары и конференции:

  • 1. Всероссийский вебинар «Функциональная языковая грамотность и культура языкового мышления как уровень образованности современного школьника» (сентябрь 2021, сайт «Просвещение»). Учитель Меньщикова Н.И.
  • 2. Всероссийский вебинар «Изменения в демоверсии в демоверсии ЕГЭ по русскому языку» («Легион», сентябрь 2021). Учитель Меньщикова Н.И.
  • 3. Вебинары (ЯКласс) "Точки роста качества современного урока", "Преподаём русский язык в современной школе". Учитель Бабаева Н.Г.
  • 4. Всероссийская конференция (ЯКласс) "Современная дидактика: pro грамотность и гуманизм". Учитель Бабаева Н.Г.
  • 5. Всероссийский вебинар "Итоговое собеседование по русскому языку в 9-м классе" (Автономная некоммерческая организация "Центр независимой оценки качества образования и образовательного аудита"Легион", г.Ростов-на-Дону). Учитель Бабаева Н.Г.
  • 6. Областное совещание педагогических работников Волгоградской области на портале "Траектория" (Питч-сессия "Как воспитать Эйнштейна или лучшие практики вовлечения детей в науку"). Учитель Бабаева Н.Г.

Педагоги кафедры стали авторами следующих публикаций, имеющих код ISSN 2712-9888.

  • 1. Работа с текстом на уроках родного (русского) языка как способ духовно-нравственного развития учащихся (Меньщикова Н.И)
  • 2. Ценносто-ориентированный урок русского языка в 10 классе. Работа с текстом при обучении сочинению как средство формирования читательской грамотности и ценностного отношения к исследовательской деятельности (Суздальцева И.А.).
  • 3. Дидактический материал к урокам родного (русского) языка (8 класс) (на сайте «Инфоурок», октябрь 2021). (Меньщикова Н.И.)
  • 4. Дидактический материал к урокам родного (русского) языка (9 класс) (на сайте «Инфоурок», октябрь 2021). (Меньщикова Н.И.).
  • 5. Методическая деятельность учителя при организации дистанционного обучения (на сайте «Инфорурок», ноябрь 2021). (Суздальцева И.А.)
  • 6. Проект инклюзивной образовательной среды в муниципальном общеобразовательном учреждении (на сайте «Инфорурок», ноябрь 2021). (Суздальцева И.А.)

 

 

 

 

Навигация

Доска почета

Учитель года - 2021

Учитель года - 2021

В региональном отборе Всероссийского конкурса «Учитель года» принял участие 21 педагог. В течение неде...

«Самый классный классный!»

«Самый классный классный!»

Что значит быть классным руководителем? Это призвание, зов души и сердца, основа которого - огромная...

Районный этап городского конкурса профессионального мастерства "Самый классный классный"

Районный этап городского конкурса профессионального мастерства

26 февраля 2020 года завершился районный этап городского конкурса профессионального мастерства "Самый ...


Важно!

baner_peremena

 

Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?
Shop