В соответствии с планом работы лицея, на основе отчетов классных руководителей и результатов проверки лицейской документации (классных журналов) в течение учебного года составлен анализ успеваемости обучающихся за 2011/2012 учебный год, который имеет сравнительный характер.
Анализ успеваемости обучающихся показал динамику повышения успеваемости в сравнении с аналогичным показателем прошлого учебного года:
- - общая успеваемость по лицею находится на оптимальном уровне и составляет 100%, что соответствует аналогичному показателю прошлого учебного года;
- - 2011/2012 учебный год 234 обучающихся закончили на «5» (17,6% от числа обучающихся, без учета обучающихся 1-х классов), что на 2,4% выше по итогам аналогичного показателя прошлого года;
- - на «4» и «5» учатся 616 обучающихся (46,4%) что на 1,7% больше, чем в прошлом году;
- - с одной «4» учебный год закончили на первой ступени 37 обучающихся (8,1%), на второй ступени - 38 обучающихся (5,7%), на старшей ступени - 9 обучающихся (4,5%);
- - с одной «3» учебный год закончили на первой ступени 27 обучающихся (2,0%), на второй ступени - 57 обучающихся (8,5%), на старшей ступени - 7 обучающихся (3,5%).
Качество знаний за 3 года
Наблюдается стабильность качества знаний на первой ступени обучения. На второй и третьей ступенях качество знаний повысилось по сравнению с предыдущими учебными годами в связи с целенаправленной деятельностью педагогов по повышению учебной мотивации.
Ежегодно в лицее осуществляется мониторинг, одним из основных этапов которого является отслеживание качества образования по параллелям классов.
Начальная ступень
На параллели 2-х классов прослеживаются стабильные показатели качества ЗУНов, что свидетельствует о том, что ученики успешно прошли адаптационный период в первом классе. Самое высокое качество знаний наблюдается во 2А классе (88,5%) (учитель Мезенцева В.В.), так как учитель поддерживает положительную мотивацию детей к учению. Самое низкое качество знаний во 2Е классе - 60,0% (учитель Юдина Т.А.), это объясняется тем, что учитель еще не имеет достаточного опыта по индивидуальной работе с обучающимися.
На параллели 3-х классов наблюдается стабильное качество ЗУНов. Самое высокое качество в 3В - 92,3% (учитель Чернецкая О.И.), так как учитель в системе проводят работу по формированию общеучебных умений и навыков обучающихся. Самое низкое качество ЗУНов в 3Д классе - 72,0% (учитель Охмуш А.В.), т.к. учитель уделяет недостаточное внимание организации деятельности обучающихся с низкой мотивацией по отдельным предметам.
На параллели 4-х классов наблюдается стабильность качества обучения на протяжении трех лет. Самое высокое качество ЗУНов в 4В - 88,9% (учитель Калашникова Г.Г.) связано с тем, что работают в этих классах опытные учителя, осуществляющие дифференцированный подход к различным группам обучающихся. Самое низкое качество обучения в 4А классе - 65,5% (учитель Дроздова Л.В.) объясняется недостаточной индивидуальной работой с обучающимися с низкой мотивацией по отдельным предметам.
Оптимальный уровень качества обученности (60% и выше) на первой ступени обучения подтверждают все обучающиеся всех 2-4-ых классов.
Средняя ступень
Уровень обученности учеников 5-11-ых классов по всем предметам систематически изучался и анализировался путем проведения стартовых, полугодовых и годовых контрольных и тестовых работ, проводимых в рамках ВШК. Мониторинг качества обученности представлен в отчетах заведующих предметных кафедр.
На параллели 5-х классов прослеживаются стабильные показатели качества ЗУНов, что свидетельствует о том, что ученики успешно прошли адаптационный период перехода с первой ступени обучения на вторую. Учителя, работающие в этих классах, поддерживают положительную мотивацию детей к учению.
Самое высокое качество обучения наблюдается в 5А классе - 88,5% (классный руководитель Эфендиева Э.М.), что объясняется подбором учеников с высокой мотивацией к обучению. Самое низкое качество в 5Е классе - 22,7% (классный руководитель Шешуков Г.Е.), так как у детей данного класса низкий уровень подготовки к обучению на средней ступени.
На протяжении трех учебных лет на параллелях 6-х, 7-х классов наблюдается снижение качества ЗУНов по сравнению с прошлыми учебными годами в связи с усложнением программного материала, введением новых предметов. На параллели 6-ых классов 15 человек с одной «3» (11,9%), из них: русский язык - 3, математика - 5, география - 1, литература - 1, история - 1, биология - 4 человека. На параллели 7-ых классов - 5 человек с одной «3» (3,7%), из них: по алгебре - 2, по физике - 1, по русскому языку - 1, по истории - 1 человек. Это говорит о том, что классные руководители не отслеживают систематически успеваемость отдельных обучающихся, нет координации работы с учителями-предметниками.
На параллели 8-ых классов процент качества остается стабильным: в 8А, 8В, 8Г, 8Д классах наблюдается незначительное повышение качества. Самый высокий процент качества наблюдается в 8А - 79,3% (классный руководитель Лобанова Л.П.). Это свидетельствует о том, что классный руководитель организовал системную работу с учителями-предметниками, обучающимися и родителями. Самый низкий процент качества в 8В классе - 33,3%, что на 4,7% выше по сравнению с прошлым учебным годом, это говорит о незначительной положительной динамике качества обучения в данном классе. Повышения качества знаний произошло благодаря усилению контроля со стороны классного руководителя. В 8Б классе (классный руководитель Яковенко В.А.) произошло значительное снижение успеваемости - с 62,1% до 48,1% - что объясняется недостаточной и несистематической работой классного руководителя с отдельными обучающимися, их родителями и учителями-предметниками.
По сравнению с предыдущими учебными годами в 9В (классный руководитель Дубовец И.Н.), 9Г (классный руководитель Воронкова Н.Н.) и в 9Д (классный руководитель Воронина Е.И.) классах повысился процент качества образования, это свидетельствует о том, что обучающиеся хорошо мотивированы на конечный результат итоговой аттестации.
Старшая ступень
На параллели 10-ых классов самый высокий процент качества показали 10А - 88,0% (классный руководитель Шепелева И.В.), что объясняется комплектованием этого класса обучающимися с высоким интеллектуальным потенциалом.
В 11-ых классах наблюдается значительное повышение качества знаний, связанное с усилением мотивации обучающихся на успешную сдачу ЕГЭ и поступление в вузы, а также с координированной работой администрации, классных руководителей, учителей-предметников и родителей.
Выводы
В 2011/2012 учебном году стабильно сохраняется 100% успеваемость обучающихся. Значительно повысилось количество обучающихся, окончивших учебный год на «отлично» (на 2,4% больше) и «хорошо» (на 1,7% больше) . Вместе с тем остается довольно высоким процент обучающихся, имеющих по итогам года по одной «3» или одной «4».
Следует отметить положительный опыт работы классных руководителей, направленный на повышение качества обученности:
- на первой ступени обучения - Мезенцевой В.В., Глазковой М.Б., Маликовой Д.А., Чернецкой О.И., Охмуш А.В., Бабич И.Ю., Дроздовой Л.В., Посламовской Н.П., Калашниковой Г.Г., Стародубовой Н.Н.;
- на второй ступени обучения - Эфендиевой Э.М., Ивановой Н.В., Косаревой Н.Н., Андреенковой Н.Л., Чередниченко Е.А., Жирковой В.С., Соловьевой О.В., Лобановой Л.П., Дубовец И.Н.;
- на третьей ступени обучения - Шепелевой И.В., Кисляковой Е.Б., Гудиной Н.А., Суздальцевой И.А., Филоновой А.В.
В следующем учебном году необходимо с целью повышения качества обученности:
- ? совершенствовать подготовку и проведение уроков на основе более активного внедрения в практику дифференциации и индивидуализации обучения; - применять активные форм организации деятельности обучающихся, направленные на усиление мотивации к обучению;
- ? совершенствовать работу по выявлению причин повышения или снижения уровня достижений обучающихся с целью последующей коррекции образовательного процесса;
- ? планировать и осуществлять контроль со стороны администрации и заведующих кафедрами учителей-предметников, имеющих обучающихся с одной «4» и одной «3» по предмету.