Версия для слабовидящих →
 

Характеристика образовательных программ по ступеням обучения

Учебный план муниципального общеобразовательного учреждения лицея №2 Краснооктябрьского района г. Волгограда  соответствует действующему законодательству Российской Федерации в области образования и составлен на основе Закона Российской Федерации от 10.07.1992 № 3266-1 "Об образовании", Типового положения об общеобразовательном учреждении, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.03.2001 № 196, приказа Министерства образования Российской Федерации от 05.03.2004 №1089 "Об утверждении Федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования", приказа Министерства образования Российской Федерации от 09.03.2004 г. №1312 "Об утверждении Федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования", приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 20.08.2008 №241 " О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004 г. N1312 "Об утверждении Федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования", приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2010 №889 "О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004 г. N1312 "Об утверждении Федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования", приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 03.06.2011 №1994 "О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004 г. N1312", Примерного учебного плана образовательных учреждений Волгоградской области, реализующих основные образовательные программы общего образования, утвержденного приказом Комитета по образованию и науке Администрации Волгоградской области от 09.08.2011 № 1039, Санитарно-эпидемиологическими требованиями к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях 2.4.2.2821-10, утвержденными Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 № 189.

Учебный план предусматривает выполнение государственной функции школы - обеспечение базового общего среднего образования - и способствует формированию активной творческой личности. Учебный план строится с учетом интересов обучающихся, социальных запросов родителей, своеобразия экспериментальной педагогичной деятельности муниципального общеобразовательного учреждения лицея №2, способствует решению задач, обозначенных лицеем в образовательной программе и программе развития, отражает особенности лицейской направленности образовательного учреждения.

Содержание образования в МОУ лицее №2 ориентировано на удовлетворение образовательных потребностей социума возрастных групп 6,5 до 18 лет. Исходя из этих потребностей, лицей:

  • реализует идею непрерывности начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, осуществляет преемственность между различными образовательными и возрастными ступенями обучения;
  • обеспечивает вариативность и личностную ориентацию образовательного процесса, возможность выбора обучающимися в образовательном процессе значимых элементов содержания и соответствующих им форм учебной деятельности.

Учебный план лицея определяет:

  • перечень учебных предметов федерального компонента государственного стандарта общего образования и регионального компонента, обязательных к изучению всеми обучающимися лицея, реализующих основную образовательную программу общего образования;
  • минимальный объем годовой учебной нагрузки обучающихся по всем классам;
  • максимальный объем годовой учебной нагрузки обучающихся, который соответствует нормативам, обозначенным в базисном учебном плане применительно к 6-ти дневному режиму работы учреждения;
  • учебное время, отводимое на освоение федерального компонента государственного стандарта общего образования, регионального компонента и Компонента образовательного учреждения по каждому учебному предмету в каждом классе.

Структура учебного плана МОУ лицея №2 состоит из двух разделов:

  • инвариантная часть;
  • компонент образовательного учреждения.

Инвариантная часть учебного плана предусматривает реализацию учебных программ, обеспечивающих выполнение Федерального компонента государственного стандарта общего образования и регионального компонента в полном объеме, и является обязательной для изучения каждым обучающимся лицея.

Инвариантная часть учебного плана включает:

? учебные предметы Федерального компонента государственного образовательного стандарта общего образования, перечень учебных предметов регионального компонента (объём учебного времени регионального компонента использован для увеличения количества часов, предусмотренных базисным учебным планом на изучение «Русского языка» во II - VII классах, «Литературного чтения» во II - IV классах, а также для введения в IX классе образовательного курса «Предпрофильная подготовка», и учебные предметы, определенные образовательной программой общеобразовательного учреждения для обязательного изучения всеми обучающимися каждого класса (спецкурсы «Обществознание и мир» (5 класс), «Информатика и ИКТ вокруг нас» (5, 6, 7, классы), практикум по географии (6 класс), краеведение (6 класс)

? обязательную учебную нагрузку, предусмотренную общеобразовательными программами на изучение каждого предмета в каждом классе (при этом суммарная учебная нагрузка инвариантной части учебного плана общеобразовательного учреждения, складывающаяся из обязательных учебных нагрузок по учебным предметам в каждом классе, находится в пределах нормативов, определенных Примерным учебным планом Волгоградской области).

Компонент образовательного учреждения обеспечивает реализацию основной образовательной программы образовательного учреждения, индивидуальных образовательных запросов и потребностей обучающихся, а также индивидуальных учебных планов школьников.

Компонент образовательного учреждения учебного плана использован для:

? реализации программ углубленного уровня по учебным предметам инвариантной части учебного плана;

? введения дополнительных учебных предметов;

? проведения курсов по выбору обучающихся;

? введения спецкурсов;

? проведения индивидуально-групповых занятий;

? проведения практикумов

Распределение часов компонента образовательного учреждения обусловлено особенностями основной образовательной программы лицея и образовательными запросами и потребностями обучающихся, их родителей (законных представителей).

Сумма часов инвариантной и вариативной частей учебного плана определяет максимальный объем учебной нагрузки обучающихся, который не превышает нормативы, установленные Примерным учебным планом Волгоградской области в соответствии с СанПиН.

Учебный план лицея рассчитан на 34 учебные недели в год во 2-11 классах. Продолжительность урока в 2-11 классах - 40 минут. Учебная неделя - 6 дней (2-11 классы).

Учебный план МОУ лицея №2 регламентирован расписанием занятий, утвержден педагогическим советом МОУ лицея №2 и введен в действие приказом директора МОУ лицея №2.

Учебный план обеспечен необходимыми педагогическими кадрами соответствующей квалификации; учебными программами, учебниками, дидактическими материалами, контрольными заданиями, необходимым оборудованием по всем компонентам - базисному и школьному). Все вводимые образовательным учреждением предметы и курсы обеспечены соответствующими программно - методическими комплектами, прошедшими экспертизу в установленном порядке.

Начальное общее образование (1-4 классы) призвано не только обеспечить овладение чтением, письмом, счетом, но и основными умениями и навыками учебной деятельности, элементами творческого мышления, умениями творческого характера, умениями самоконтроля учебных действий, умениями коммуникативного характера, а также направить усилия на развитие творческих способностей и познавательных интересов младшего школьника.

Учебный план 1-2 классов состоит из двух частей - обязательной части и части, формируемой участниками образовательного процесса, включающей внеурочную деятельность. Обязательная часть учебного плана отражает содержание образования, которое обеспечивает достижение важнейших целей современного начального образования:

  • формирование гражданской идентичности обучающихся, приобщение их к общекультурным, национальным и этнокультурным ценностям;
  • готовность обучающихся к продолжению образования на последующих ступенях основного общего образования, их приобщение к информационным технологиям;
  • формирование здорового образа жизни, элементарных правил поведения в экстремальных ситуациях;
  • личностное развитие обучающегося в соответствии с его индивидуальностью.

Обязательная часть базисного учебного плана состоит из следующих предметов: русский язык, литературное чтение, математика, окружающий мир, музыка, изобразительное искусство, технология, физическая культура.

Обучение в 1-2-х классах ведется по трем программам:

  • системы развивающего обучения Д.Б. Эльконина-В.В. Давыдова (1б, 2а, 2б классы);
  • системы общего развития личности младшего школьника академика Л.В. Занкова (1г класс);
  • УМК «Школа 2100» (1а, 1в, 1д, 2в, 2г, 2д классы).

 

В 3-4 классах реализуются следующие образовательные программы:

  • УМК «Школа 2100» - 3а, 3б, 3в, 3г, 3д, 3е, 3ж, 4в, 4е классы;
  • УМК «Школа России» - 4а, 4б классы;
  • система общего развития личности младшего школьника академика Л.В.Занкова - 4г, 4д классы.

 

За счет часов компонента образовательного учреждения со 2 класса введены обязательные курсы «Риторика» и «Информатика» в объеме по 34 часа в год.

Кроме того, часы компонента образовательного учреждения используются для факультативных занятий:

  • по русскому языку «Язык родной, дружи со мной...» во 2-4 классах (17 часов);
  • по математике «Математика для любознательных» во 2-4 классах (17 часов).

В рамках реализации ФГОС НОО нового поколения внеурочная деятельность организуется по модели дополнительного образования по физкультурно-спортивному, художественно-эстетическому, военно-патриотическому, социально-педагогическому направлениям. Лицей предоставляет обучающимся возможность выбора широкого спектра занятий в таких формах, как экскурсии, кружки, секции, школьные научные общества, олимпиады, соревнования. При организации внеурочной деятельности лицей использует возможности сотрудничества с учреждениями дополнительного образования детей (районный детско-юношеский центр, плавательный бассейн «Искра», Волгоградский планетарий, Центральный концертный зал, МУК ККиО им. Ю.А. Гагарина, СДЮСШОР № 21).

Для развития потенциала обучающихся, прежде всего одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья, с участием самих обучающихся и их родителей (законных представителей) разрабатываются индивидуальные учебные планы. То есть, помимо традиционной классно-урочной технологии организации учебно-воспитательного процесса после уроков и по субботам организуются занятия с группами детей. Например, с группами детей одного возраста в параллели классов или с разновозрастными группами из разных параллелей на внеурочных занятиях (факультативы, клубы, кружки, секции, студии).

Учебный план основной школы сконструирован на основе ведущей цели данного этапа обучения - формирования у обучающихся способности к осуществлению ответственного выбора собственной индивидуальной образовательной траектории, понимания ценности образования, мотивирования к его продолжению в тех или иных формах. Выпускник основной школы должен обладать определенными компетентностями на определенном уровне их реализации.

Основным средством достижения данных целей в лицее является организация обучения, структурированного в учебном плане в двух линиях дифференциации: физико-математической (5А, 5Б, 5В, 6А, 6Б, 6В, 7А, 7Б, 8А, 8Б, 8В, 9А, 9Б, 9В), и общеобразовательной (5Г, 5Д, 5Е, 6Г, 6Д, 6Е, 7Г, 7Д, 8Г, 8Д, 9Г, 9Д).

Результаты обучения в основной школе нацелены на:

  • достижение обучающимися функциональной грамотности с элементами методологической компетентности: освоение обязательного минимума содержания основного общего образования; наличие системы предметных знаний, позволяющих продолжить образовательную деятельность в рамках углубленной или профильной программы; умение работать с педагогически адаптированными первоисточниками; ориентация в методах и способах образовательной деятельности; наличие интереса к конкретной области знаний и творческой деятельности; умение адаптироваться в условиях современного общества;
  • воспитание у обучающихся ценностного отношения к достижениям человеческой культуры, в том числе к образованию и познанию;
  • овладение обучающимися современными компьютерными технологиями;
  • готовность обучающихся к самоопределению.

Обучение в средней (полной) школе имеет направленность на формирование навыков самореализации и самоопределения. Для удовлетворения индивидуальных образовательных потребностей каждого обучающегося в 10 -11 классах вводится профильное обучение. Учебный план старшей школы сконструирован на основе индивидуальных учебных планов обучающихся. Учебный план III ступени включает все образовательные области федерального базисного учебного плана и соответствующий им комплекс образовательных компонентов, обеспечивающих трехуровневый стандарт среднего (полного) общего образования для каждого старшеклассника.

В основе построения учебного плана 10-11 классов лежит выделение в каждой из образовательных областей трех основных типов учебных курсов: курсов базового уровня, профильных курсов, курсов с углубленным изучением предметов.

    • 10А - класс с углубленным изучением математики, физики;
    • 10Б - класс, делящийся на группы физико-математического и химико-биологического профиля;
    • 11А - класс с углубленным изучением математики и физики;
    • 11Б - класс физико-математического профиля;
    • 11В - класс, делящийся на группы физико-математического и химико-биологического профиля;
    • 10Г, 10В, 11Г - общеобразовательные классы.

Программы углубленного изучения предметов направлены на реализацию личностно-ориентированного учебного процесса и предназначены для школьников, имеющих повышенные способности в той или иной области научного знания. При этом существенно расширяются возможности выстраивания учеником индивидуальной образовательной траектории.

Переход к программам углубленного изучения преследует следующие цели:

1. обеспечить углубленное изучение отдельных предметов программы среднего (полного) общего образования;

2. создать условия для существенной дифференциации содержания обучения старшеклассников с широкими и гибкими возможностями построения школьниками индивидуальных образовательных программ;

3. установить равный доступ к полноценному образованию разным категориям обучающихся в соответствии с их способностями, индивидуальными склонностями и потребностями;

4. расширить возможности социализации обучающихся, обеспечить преемственность между общим и профессиональным образованием, более эффективно подготовить выпускников лицея к освоению программ высшего профессионального образования.

Содержание профильных программ определяется стандартами профильного образования по данным учебным предметам.

Результатами обучения являются:

1. Наличие методологической компетенции применительно к избранным как профильным учебным дисциплинам и общекультурной компетенции во всех образовательных областях:

- освоение двухуровневого стандарта среднего (полного) общего образования;

- наличие фундаментальной системы знаний в области углубленных, профильных предметов и системы базовых знаний по другим предметным областям, позволяющих продолжить образовательную и самообразовательную деятельность;

- ориентация в методологических основах избранной области знаний;

- умение осуществлять оценочную деятельность;

- овладение методами (способами) образовательной деятельности;

- ориентация в методах научного познания;

- готовность к продуктивной учебно-исследовательской деятельности в предмете (образовательной области).

2. Воспитание у обучающихся ценностного отношения к достижениям человеческой культуры, в том числе к образованию и познанию.

 

Таким образом, учебный план лицея на 2012/2013 учебный год выполняет образовательный государственный стандарт по базовым дисциплинам, расширяет содержание и превышает стандарт образования по предметам приоритетных направлений работы лицея, ориентирует обучающихся на самостоятельную исследовательскую работу, обеспечивает условия для самоопределения обучающихся, готовит их к поступлению в высшие учебные заведения.

Учебный план по всем классам выполнен в полном объеме.

 

Навигация

Доска почета

Учитель года - 2021

Учитель года - 2021

В региональном отборе Всероссийского конкурса «Учитель года» принял участие 21 педагог. В течение неде...

«Самый классный классный!»

«Самый классный классный!»

Что значит быть классным руководителем? Это призвание, зов души и сердца, основа которого - огромная...

Районный этап городского конкурса профессионального мастерства "Самый классный классный"

Районный этап городского конкурса профессионального мастерства

26 февраля 2020 года завершился районный этап городского конкурса профессионального мастерства "Самый ...


Важно!

baner_peremena

 

Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?
Shop