Качество школьного образования - это совокупность свойств, позволяющая решать задачи по подготовке разносторонне развитой личности гражданина, способной ориентироваться в ценностях мировой и отечественной культуры, осуществлять выбор профессии, адаптироваться в новых социально-экономических условиях, осуществлять непрерывное самообразование, личностное совершенствование.
Содержание деятельности лицея по качеству образования включает следующие направления:
-? стабильность контингента обучающихся;
-? обученность лицеистов и выпускников;
-? дальнейшее устройство выпускников.
Сохранение контингента обучающихся лицея
Администрация лицея в своей деятельности по реализации прав граждан на получение образования руководствуется законодательством РФ в сфере образования, нормативными документами и осуществляет постоянный контроль за соблюдением конституционных прав граждан на образование.
Сохранение и увеличение контингента обучающихся является одним из показателей успешной деятельности лицея.
Ступени обучения | 2010/2011 уч.год | 2011/2012 уч.год | 2011/2012 уч.год | |||
классы -комплекты |
количество обучаю- щихся |
классы -комплекты |
количество обучаю- щихся |
классы -комплекты |
количество обучаю- щихся |
|
1 ступень | 23 | 608 | 23 | 598 | 23 | 575 |
2 ступень | 27 | 682 | 27 | 670 | 27 | 683 |
3 ступень | 8 | 208 | 8 | 199 | 8 | 182 |
Итого | 58 | 1498 | 58 | 1467 | 58 | 1440 |
Количественный состав обучающихся (в динамике)
Выводы
В 2012/2013 учебном году количество классов-комплектов осталось на уровне прошлых учебных лет. Незначительное снижение количества обучающихся на 1 и 3 ступенях обучения связано с уменьшением наполняемости классов. Но в течение трех лет средняя наполняемость классов варьируется между 24,8-25,2 человек.
Повышенный спрос на обучение в первых и пятых классах лицея свидетельствует о повышении рейтинга популярности лицея в районе и городе.
Мониторинг качества образования обучающихся лицея
В соответствии с планом работы лицея, на основе отчетов классных руководителей и результатов проверки лицейской документации (классных журналов) в течение учебного года составлен анализ успеваемости обучающихся за 2012/2013 учебный год, который имеет сравнительный характер.
Анализ успеваемости обучающихся показал динамику повышения успеваемости в сравнении с аналогичным показателем прошлого учебного года:
-? общая успеваемость по лицею находится на оптимальном уровне и составляет 100%, что соответствует аналогичному показателю прошлого учебного года;
-? 2012/2013 учебный год 225 обучающихся закончили на «5» (17,32% от числа обучающихся, без учета обучающихся 1-х классов), что соответствует аналогичным показателям прошлого года;
-? на «4» и «5» учатся 619 обучающихся (47,65%) что на 1,25% больше, чем в прошлом году;
-? с одной «4» учебный год закончили на первой ступени 24 обучающихся (5,37%), на второй ступени - 40 обучающихся (5,86%), на старшей ступени - 5 обучающихся (2,96%);
Качество знаний за 3 года
2010/2011 |
2011/2012 | 2012/2013 | |
1 ступень | 78,5 % | 79,6 % | 82,5 % |
2 ступень | 50 % | 53,6 % | 54,2 % |
3 ступень | 50,5 % | 63,8 % | 65,4 % |
Наблюдается стабильный рост качества знаний на первой ступени обучения. На второй и третьей ступенях качество знаний также повысилось по сравнению с предыдущими учебными годами в связи с целенаправленной деятельностью педагогов по повышению учебной мотивации.
Количество медалистов (в динамике)
2010/2011 | 2011/2012 | 2012/2013 | ||||
количество | % | количество | % | количество | % | |
Золото | 5 | 4,9 | 18 | 17,1 | 8 | 8,7 |
Серебро | 2 | 1,9 | 5 | 4,8 | 8 | 8,7 |
Итого | 7 | 6,8 | 23 | 21,9 | 16 | 17,4 |
Ежегодно выпускники, имеющие отличные успехи в обучении, оканчивают лицей с золотыми и серебряными медалями. Доля золотых медалистов по сравнению с предыдущими учебными годами значительно возросла, что свидетельствует о хорошей подготовке выпускников.
Государственная (итоговая) аттестация
выпускников 9-х, 11-х классов
Одним из критериев эффективности и качества учебного процесса является итоговая аттестация.
В лицее ведется систематическая, целенаправленная работа по подготовке к государственной (итоговой) аттестации выпускников 9, 11-х классов.
План работы по подготовке к государственной (итоговой) аттестации включает такие разделы, как направления работы содержательным наполнением, сроки и ответственные. Согласно плану работа проводилась по следующим направлениям:
- организационные вопросы;
- работа с педагогическим коллективом;
- работа с родителями;
- работа с обучающимися.
- классные журналы проверяются заместителями директора систематически (5-6 раз в год), о чем имеются соответствующие записи на страницах журналов;
- замечания по ведению журнала соответствуют допущенным нарушениям;
- триместровые, полугодовые, годовые, итоговые отметки по предметам выставлены объективно;
- накопляемость отметок достаточная.
Средний балл по району - 60,1
Самые высокие баллы по предмету показали следующие обучающиеся:
11А класс (учитель Суздальцева И.А.)
- Сосновский Леонид - 95 баллов
- Кузина Юлия - 92 балла
- Фролов Михаил - 92 балла
- Кривенцов Феликс - 90 баллов
- Арчаков Егор - 90 баллов
- Калинина Дарья - 90 баллов
- Кавтаскин Владислав - 84 балла
- Кузнецов Павел - 79 баллов
- Прохорова Анастасия - 95 баллов
- Колченко Тимур - 84 балла
- Мамедов Санан - 82 балла
- Тертычная Валерия - 87 баллов
- Руденко Алена - 79 баллов
Средний балл по лицею - 58,95
Средний балл по району - 49,21
Наиболее высокий уровень знаний по математике продемонстрировали:
-
Колченко Тимур, 11В - 85 баллов (учитель Андреенкова Н.Л.)
-
Григорян Арут, 11Б - 83 балла (учитель Кислякова Е.Б.)
-
Арчаков Егор, 11А - 81 балл (учитель Кислякова Е.Б.)
-
Короткова Ирина, 11А - 81 балл (учитель Кислякова Е.Б.)
-
Леликов Роман, 11А - 79 баллов (учитель Кислякова Е.Б.)
-
Отставнов Григорий, 11А - 79 баллов (учитель Кислякова Е.Б.)
Экзамен по географии сдавал 1 обучающийся Кузиева Елена, 11Б, 67 баллов (учитель Кравченко М.В.)
Экзамен по информатике сдавал 21 человек (в прошлом учебном году - 7 человек). Все обучающиеся преодолели пороговый минимум (40 баллов). Средний балл - 80,2 (в прошлом учебном году - 78,4).
- Григорян Арут - 97 баллов (11Б, учитель Ларина Э.С.)
- Леликов Роман - 94 балла (11А, учитель Ларина Э.С.)
- Кривенцов Феликс - 91 балл (11А, учитель Ларина Э.С.)
- Викторов Владимир - 91 балл (11Б, учитель Ларина Э.С.)
- Князева Екатерина - 88 баллов (11А, учитель Ларина Э.С.)
Экзамен по литературе сдавали 3 обучающихся (в прошлом учебном году - 8 человек). Все преодолели порог - 32 балла. Средний балл по лицею - 66,3 баллов.
ЕГЭ по английскому языку сдавали 10 обучающихся 11 классов (в предыдущем учебном году - 8 обучающихся). Все обучающиеся преодолели пороговый минимум (20 баллов). Средний балл - 81,4 (в предыдущем учебном году - 63). Лучший результат 100 баллов показала Орлова Александра, 11Г класс (учитель Пушкина Т.И.).
- Сосновский Леонид, 11А - 94 балла (учитель Ульянова Н.С.)
- Руденко Елена, 11Г - 90 баллов (учитель Пушкина Т.И.)
- Широчина Валерия, 11Г - 85 баллов (учитель Пушкина Т.И.)
Экзамен по биологии сдавали 16 обучающихся (в прошлом учебном году - 7 обучающихся). Пороговый минимум (36 баллов) не преодолели Решетникова Алена (11В, учитель Шепелева И.В.), Числова Юлия (11В, учитель Поцелуйко Е.Н.). Средний балл по лицею - 69,3 (в прошлом учебном году - 61,2). Лучший результат 91 балл показала Столярова Валерия, 11В класс (учитель Шепелева И.В.).
-
Колченко Тимур, 11В - 86 баллов
-
Прохорова Анастасия, 11В - 86 баллов
-
Толкачева Валентина, 11В - 82 балла
-
Греченкова Инесса, 11В - 79 баллов
-
Фомичев Виктор, 11В - 79 баллов
Все высокие результаты продемонстрированы обучающимися профильного химико-биологического класса.
Экзамен по химии сдавали 10 обучающихся (в прошлом учебном году - 14 обучающихся). Пороговый минимум (36 баллов) преодолели все обучающиеся. Средний балл по лицею - 84,7 (в прошлом учебном году - 59,5). Лучший результат 100 баллов показала Прохорова Анастасия, 11В класс (учитель Воронина Е.И.).
-
Толкачева Валентина, 11В - 98 баллов
-
Фомичев Виктор, 11В - 98 баллов
-
Колченко Тимур, 11В - 95 баллов.
Экзамен по обществознанию сдавали 56 обучающихся (в прошлом учебном году - 75 обучающихся). Средний балл по лицею - 63 (в прошлом учебном году - 56,7). Все обучающиеся преодолели пороговый минимум (39 баллов).
Лучшие результаты:
Ремнева Алена, 11В - 85 баллов Чилингарян Гайк, 11Г - 85 баллов Шабрикова Галина, 11А - 85 баллов Калинина Дарья, 11Б - 88 баллов Харатян Рима, 11Г - 88 баллов Дмитриева Ангелина, 11Г - 95 баллов Орлова Александра, 11Г - 95 баллов
Экзамен по истории сдавали 13 обучающихся (в прошлом учебном году - 22 обучающихся). Средний балл по лицею - 63 (в прошлом учебном году - 52,9). Пороговый минимум (32 балла) преодолели все обучающиеся.
Лучшие результаты:
-
Чилингарян Гайк, 11Г - 77 баллов (учитель - Загуменнов Д.А.)
-
Орлова Александра, 11Г - 71 балл (учитель - Загуменнов Д.А.)
-
Пьянкова Екатерина, 11Г - 71 балл (учитель - Загуменнов Д.А.)
Экзамен по физике сдавали 40 обучающихся (в прошлом учебном году 45 обучающихся). Средний балл по лицею - 68,15 (в прошлом учебном году 48,3). Пороговый минимум (36 баллов) не преодолел Коротин Олег (11В, учитель Яковенко В.А.).
Лучшие результаты:
-
Фролов Михаил, 11А - 98 баллов (учитель Савельев В.В.)
-
Григорян Арут, 11Б - 98 баллов (учитель Савельев В.В.)
-
Ву Ван, 11А - 94 балла (учитель Савельев В.В.)
-
Плотников Дмитрий, 11А - 94 балла (учитель Савельев В.В.)
-
Карякин Сергей, 11В - 94 балла (учитель Яковенко В.А.)
-
Кривенцов Феликс, 11А - 92 балла (учитель Савельев В.В.)
-
Росинский Станислав, 11А - 92 балла (учитель Савельев В.В.)
-
Хритов Павел, 11Б - 92 балла (учитель Савельев В.В.)
-
Арчаков Егор, 11А - 90 баллов (учитель Савельев В.В.)
ГИА-2013
В 2013 г. ГИА выпускников IX классов проводилась на основании Закона Российской Федерации от 10.07.1992 № 3266-I «Об образовании» (с изменениями и дополнениями); в соответствии с Положением о государственной (итоговой) аттестации выпускников IX и XI (XII) классов общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утвержденным приказом Минобразования России (в ред. приказов Минобразования России от 16.03.2001 № 1022, от 25.06.2002 № 2398, от 21.01.2003 № 135); письмом Минобрнауки России от 07.10.2011 № МД-13411О3, а также письмами Рособрнадзора от 11.10.2011 № 02-120 «Об участии в проведении государственной (итоговой) аттестации выпускников IX классов общеобразовательных учреждений в новой форме в условиях построения ОСОКО в 2012 году», от 28.12.2011 № 10-500 «Об использовании нормативных документов при проведении государственной (итоговой) аттестации выпускников IX классов общеобразовательных учреждений в новой форме в 2012 году», письмо Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки (Рособрнадзор) от 22.01.2013 № 10-14 по проведению государственной (итоговой) аттестации выпускников IX классов общеобразовательных учреждений, организуемой территориальными экзаменационными комиссиями, создаваемыми органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими управление в сфере образования.
В 9-х классов в 2012/2013 учебном году обучалось 128 человек. Из них к сдаче государственной итоговой аттестации были допущены все обучающиеся
Для выпускника 9Д класса Ежова Михаила Дмитриевича была организована государственной (итоговой) аттестации в обстановке, исключающей влияние негативных факторов на состояние его здоровья, и в условиях, отвечающих физиологическим особенностям и состоянию здоровья выпускника, со сдачей двух экзаменов: по математике и по русскому языку в традиционной форме. Оба экзамена были сданы на «3».
Обучающиеся 9-х классов в 2013 году в полном составе получили положительные отметки по сдаваемым предметам. Один выпускник 9 В класса Александров Герман, в связи с госпитализацией, сдавал 3 экзамена (русский язык, физика, география) в ходе государственной (итоговой) аттестации в резервные дни. Выпускник 9Г класса Кукава Паата в резервный день пересдал экзамен по математике, получив оценку 4 (хорошо).
В ходе государственной (итоговой) аттестации 2012/2013 учебного года значительно возросло количество обучающихся, которые сдали все экзамены на «4» и «5».
Учебный год | Всего выпускников IX классов |
Сдали экзамены МЭК на "4" и "5" |
% качества знаний |
2010/2011 | 153 | 88 | 57,2 |
2011/2012 | 126 | 46 | 37,1 |
2012/2013 | 128 | 99 | 77,3 |
По итогам государственной (итоговой) аттестации в 2012/2013 учебном году 12 выпускников IX классов лицея №2 получили аттестат об общем образовании с отличием.
Результаты ГИА по русскому языку за 3 учебных года показывают положительную динамику качества обученности по предмету. В 2012/2013 году девятиклассники показали высокий уровень сформированности важнейших речевых умений и усвоения языковых норм, соответствующих государственному стандарту основного общего образования по русскому языку. Это свидетельствует о том, что учителя русского языка проводили системную и целенаправленную работу по подготовке обучающихся к экзамену, учитывали пробелы и недочеты в экзаменационных работах предыдущих лет.
Наилучшие результаты сдачи ГИА по русскому языку показали обучающиеся 9А и 9Б классов (учителя Абросимова С.Н., Суздальцева И.А.).
- Гурьева П., Джангалиев К., Лобанова И., Путинцев Р., Слюняева А., Сорокина А., 9А класс, учитель Абросимова С.Н.
- Борзунова А., Бочарова Е., 9Б класс, учитель Суздальцева И.А.
- Хумарян А., 9Г класс, учитель Косарева Н.Н.
- Барчева А., Журавлева Т., 9Д класс, учитель Дубовец И.Н.
Значительное изменение в 2012/2013 учебном году претерпел экзамен по математике.
Экзаменационная работа состояла из трех модулей: модуль «Алгебра» - 17 баллов, модуль «Геометрия» - 14 баллов, модуль «Реальная математика» - 7 баллов. Минимальный результат выполнения экзаменационной работы, свидетельствующий об освоении федерального компонента образовательного стандарта в предметной области «Математика», - 8 баллов, набранные в сумме за выполнение заданий всех трёх модулей, при условии, что из них не менее 3 баллов по модулю «Алгебра», не менее 2 баллов по модулю «Геометрия» и не менее 2 баллов по модулю «Реальная математика». Преодоление этого минимального результата давало выпускнику право на получение, в соответствии с учебным планом образовательного учреждения, итоговой оценки по математике.
Результаты ГИА по математике по сравнению с прошлым годом значительно возросли: знания обучающихся соответствуют государственному стандарту основного общего образования по предмету. Средний балл по предмету составил 24,4 балла.
У всех педагогов наблюдается примерно одинаковые результаты успеваемости обучающихся. Тем не менее, наилучшие результаты наблюдаются в 9А классе (учитель Будилова С.В.). 2 обучающихся Логовой Артур (9А, учитель Будилова С.В.) и Сазонова Екатерина (9Б, учитель Кудинова Н.А.) получили 37 баллов из 38 в ходе ГИА по математике.
Наиболее слабые результаты:
-
Михайлов Алексей (9Б) - 14 баллов («3»)
-
Косарева Дарья (9Г) - 13 баллов («3»)
-
Губанова Юлия (9Д) - 11 баллов («3»)
Качество знаний, продемонстрированное в ходе ГИА по математике, по сравнению с прошлым годом улучшилось, несмотря на значительные изменения, который претерпел экзамен в 2013 году.
В 2012/2013 учебном году наибольшее количество обучающихся сдавало обществознание в качестве предмета по выбору - 84 человека (в прошлом учебном году 78 человек).
Учебный год | Количество обучающихся | Средний балл | Средняя оценка | % качества |
2011/2012 | 78 | - | 3,9 | 70 |
2012/2013 | 84 | 32.36 | 4,37 | 94 |
Наилучшие результаты сдачи ГИА по обществознанию показали обучающиеся 9А и 9Д классов (учитель Чертина Е.В.).
По итогам сдачи ГИА по истории России 8 выпускников 9-х классов продемонстрировали высокий уровень знаний по предмету. Наивысший балл (41 балл) продемонстрировала Воробьева Карина (9В класс).
Учебный год | Средний балл | Средняя оценка | % качества |
2011/2012 | - | 3,63 | 58 |
2012/2013 | 36 | 4,88 | 100 |
В 2012/2013 учебном году в ГИА по физике принимали участие, прежде всего, обучающиеся, планирующиеся продолжить обучение в классе углубленного изучения математики и физики или профильном физико-математическом классе лицея. Экзамен по физике содержал как теоретическую, так и практическую часть (лабораторная работа).
По итогам сдачи ГИА по физике обучающиеся 9-х классов показали хорошие результаты. В 2012/2013 учебном году выпускники продемонстрировали результаты лучшие по сравнению с 2011/2012 учебным годом.
Учебный год |
Количество обучающихся |
Средний балл |
Средняя оценка |
% качества |
2011/2012 |
33 |
- |
3,5 |
51 |
2012/2013 |
38 |
29,1 |
4,5 |
92 |
В 2012/2013 учебном году в ГИА по биологии и по химии принимали участие, прежде всего, обучающиеся, планирующиеся продолжить обучение в профильном химико-биологическом классе лицея.
Учебный год |
Количество обучающихся |
Средний балл |
Средняя оценка |
% качества |
2011/2012 |
31 |
- |
3,7 |
53 |
2012/2013 |
21 |
32.3 |
4,3 |
95,2 |
Учебный год |
Средний балл |
Средняя оценка |
% качества |
|
2012/2013 |
31,4 |
4,8 |
100 |
По итогам выбора предметов для сдачи ГИА в 2012/2013 учебном году географию выбрали 33 выпускника.
Учебный год |
Количество обучающихся |
Средний балл |
Средняя оценка |
% качества |
2011/2012 |
31 |
- |
4 | 80 |
2012/2013 |
33 |
25,4 |
4,36 |
84,8 |
Наибольшее количество обучающихся, сдававших географию, было в 9 В классе. Необходимо отметить, что и средний балл, и средняя оценка по географии в этом классе выше, чем по району.
В ходе ГИА 2013 два предмета сдавались устно, по билетам: иностранный язык( английский), информатика и ИКТ.
Информатику в качестве предмета по выбору традиционно сдают обучающиеся, планирующие продолжить обучение в профильном и углубленном физико-математических классах. По сравнению с прошлым годом количество обучающихся, выбравших для сдачи предмет «информатика» осталось прежним.
Еретина Татьяна, 9А, выбрала экзамен по литературе. На экзамене она показала отличный результат, набрав 19 баллов (учитель Абросимова С.Н.).
По результатам государственной итоговой аттестации обучающиеся лицея показали улучшение результатов по сравнению с прошлыми годами, что явилось следствием целенаправленной, системной и осмысленной работы учителей-предметников, развития системы платных дополнительных услуг, отработки систем подготовки к сдаче ГИА ведущими учителями. Подготовка к сдаче ГИА проводилась по утвержденному плану в начале 2012/2013 учебного года. По итогам учебного года план реализован успешно, поставленные задачи в основном были решены.
Выводы
Результаты государственной (итоговой) аттестации в 9-х, 11-х классах за три учебных года можно считать стабильно положительными. Знания обучающихся по предметам соответствуют государственному стандарту соответственно основного общего образования и среднего (полного) образования. Все выпускники 9-х и 11-х классов получили аттестаты об основном общем и среднем (полном) общем образовании.